2017 – Год Игоря Стравинского

Поделиться

На общем собрании членов некоммерческого партнерства «Всероссийское хоровое общество» дирижер и художественный директор Мариинского театра Валерий Гергиев выступил с инициативой посвятить 2017 год композитору Стравинскому. В предстоящем году будет отмечаться 135 лет со дня рождения одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века – Игоря Фёдоровича Стравинского.

Тюменский филармонический оркестр в будущем году исполнит самые известные произведения композитора. Об этом рассказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Евгений Шестаков.

Е.Ш.: Нужно отдать должное моему гениальному коллеге, блестящему организатору концертной деятельности, руководителю Мариинского театра Валерию Абисаловичу Гергиеву. Это по его инициативе 2016 год был объявлен годом С.С. Прокофьева, со дня рождения которого прошло 125 лет. В этом году Прокофьева играли и за рубежом, и в России – прозвучало столько музыки композитора, сколько не звучало за последние 15 лет. Мы тоже отдали должное и играли его музыку, как в Тюмени, так и на гастролях. В Иркутске на фестивале «Звёзды на Байкале» мы играли Второй концерт для фортепиано с оркестром, на фестивале Дениса Мацуева в Тюмени играли Первый концерт для скрипки с оркестром.
В 2017 году исполнится 135 лет со дня рождения Игоря Стравинского. В своё время композитор не поощрялся к исполнению, был почти запрещен. Он долго жил за границей и только осенью 1962 года, впервые после долгого перерыва, приехал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде. Его музыка – необычная, творчество Стравинского взрывало культурно-музыкальное восприятие.
Естественно, мы будем играть довольно много его сочинений. В марте прозвучит одно из самых необычных сочинений, аналогов которому нет – «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая». Из оркестра играют только семь человек. Технически очень сложное сочинение.
Грандиозную программу мы представим и в мае. Есть у Стравинского такой балет – «Игра в карты», или «Игра в трех сдачах». Никогда это произведение еще не звучало в Тюмени. Прозвучит также уникальное произведение «Черный концерт» для оркестра и кларнета. Партию кларнета будет исполнять Данила Янковский. Также в планах сыграть оперу-ораторию «Царь Эдип», где будут несколько солистов – бас и тенор, чтец и хор. В середине сентября 2017 года мы сыграем одно из самых гениальных сочинений Стравинского – «Петрушку».

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ
Стравинский родился в 1882 году в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга, в семье российского певца польского происхождения, солиста Мариинского театра Фёдора Стравинского. С девяти лет начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 годы (по другим сведениям с 1902 по 1908) Стравинский брал частные уроки у Н.А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками с В. П. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией.

Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», Симфония Es-dur, «Фейерверк» для оркестра. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).

С 1920 по 1940 год Стравинский жил во Франции. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), «Свадебки» (1923), а также опера-оратория «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».

С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. Наконец, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе.

Апофеозом всего творчества Стравинского является RequiemCanticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966).

Стравинский очень активно гастролировал в Европе и мире как дирижёр и пианист. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде.
Умер 6 апреля 1971 года, похоронен на «русской» части кладбища Сан-Микеле в Венеции.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.