Волшебные струны виолончели, завораживающее звучание альта…

Поделиться

22 января в зале камерной и органной музыки Тюменской филармонии состоится дневной концерт артистов Тюменского филармонического оркестра. Лауреаты международных конкурсов, представят слушателям произведения, написанные для альта и виолончели.

Вашему вниманию будет представлен завораживающий инструмент – виолончель. Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента. Каждая из четырех струн виолончели имеет свое особое звучание, свойственное только ей. Так, низкие звуки напоминают басовый мужской голос, верхние – более нежный и теплый, женский. Именно поэтому кажется порой, что она не просто звучит, а «разговаривает» со слушателем.

Альт, который также выступит сольно, реже сопровождался хвалебными эпитетами – в течение многих столетий он был «на вторых ролях». Крупные композиторы прошедших эпох редко писали для него сольные и концертные произведения. В камерной и оркестровой музыке партии альта, как правило, отводилась аккомпанирующая роль. В ХХ веке положение этого инструмента заметно изменилось. Интерес среди композиторов и публики существенно возрос, что способствовало появлению выдающихся исполнителей. Сегодня отечественная «альтовая школа» по праву занимает одно из первых мест в мире. И не случайно, инструмент обладает очень красивым тембром: благородным, мягким, бархатным.

Всего в концертной программе – пять произведений для альта. Одно из них – замечательное и популярное произведение М.И. Глинки Соната для альта и фортепиано, которая больше ста лет оставалась неизвестной. Соната отличается романтической взволнованностью, напевностью и проникнута интонациями городского романса. Как пишет Л. Раабен, она «несет в себе мир "типично глинкинский" – в своей проникновенной красоте и задушевности».
Редкое для того времени обращение композитора к альту как сольному инструменту можно предположительно объяснить прежде всего тем, что образной сущности Сонаты с ее мечтательно-элегическим настроением как нельзя более соответствовало насыщенное и густое, и вместе с тем матовое и таинственное звучание альта. Соната Глинки – одно из лучших произведений композитора раннего периода, жемчужина русской альтовой литературы.

В концертную программу включено и другое, противоположное по настроению сочинение. Так, в исполнении Татьяны Гапоненко и Юлии Кочеровой прозвучит произведение английского альтиста, композитора и дирижера Фрэнка Бриджа – «Ламент». Это вторая пьеса из мини-цикла для дуэта альтов, написанного в 1911 – 1912 гг. Характер и название пьесы апеллируют к распространенному в эпоху раннего барокко жанру «lamento» (плач) – это музыкальное сочинение скорбного, жалобного характера.

Виолончелисты в рамках дневного концерта исполнят популярные произведения крупнейшего представителя польского музыкального искусства Фредерика Шопена, немецкого композитора, представителя эпохи «барокко» И.С. Баха, французского композитора Жака Оффенбаха и других.

Примечательно, что концерт 22 января состоится в зале камерной и органной музыки. Уютная атмосфера зала позволит слушателям погрузиться в мир прекрасной музыки и глубоко прочувствовать настроение каждого произведения.

Забронируйте билеты, перейдя по ссылке https://goo.gl/QrUi0K и проведите воскресный день в Тюменской филармонии!

Альт
М.И. Глинка Соната для альта и фортепиано. Солист – Наталья Венчикова
Фрэнк Бридж Lament для двух альтов. Солисты – Татьяна Гапоненко и Юлия Кочерова
Макс Брух «Романс» для альта и фортепиано, опус 85. Солист – Инна Зульфикарова
Пьетро Масканьи Молитва Сантуцци из оперы «Сельская честь» в обработке для
4-х альтов.
Гаррет Нокс Вариации на тему Марина Маре для 4-х альтов

Виолончель
Армине Назарян, Эдуард Мансырев, Михаил Молчанов, Наталья Данилова, Алёна Зайцева, Эдуард Пузин.
В программе произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ж. Оффенбаха, Комитаса, Н. Буланже, Э. Гранадо, А. Арутюняна.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.