"Из истории театрального дела в г. Тобольске. Часть 1. 18 век"

Поделиться
          Три века отделяет нас от начала первых театральных представлений в древнем сибирском городе Тобольске. Тобольск один из первых/основан в 1587 г./ городов Сибири, с конца XVI века многие десятилетия занимавший положение ее главного города. В период XVII - XIX вв. он являлся крупнейшим культурным и просветительным центром Сибири.
          Главенствующее положение Тобольска среди сибирских городов, сосредоточение в нем довольно многочисленной администрации, наличие духовных и светских учебных заведений, объектов культуры, относительно высокая грамотность жителей по сравнению с прочим населением огромной губернии - вот причины того, что именно в Тобольске возник первый в Сибири театр, опередив немало городов европейской части России.
          «Театр в Сибири, - пишет А. Сулоцкий, - существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по край¬ней мере в главном сибирского городе Тобольске... положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским, с учащимися его архиерейской школы». Петровским Указом от 18 июня 1700 г. повелено было для занятия кафедры Сибирской митрополии, в то время праздной, «назначить пастыря не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого», который в помощь себе взял бы в Сибирь несколько образованных лиц, способных изучать языки сибирских аборигенов и китайцев. Выбор пал на Филофея Лещинского, который был посвящен в митрополита Сибирского в Москве 4 января 1702 г.
           «Преосвященный Филофей... был современником Симеона Полоцкого, св. Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому был страстным любителем театральных представлений. Вскоре по приезде /4 апреля 1702 г./ в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славянорусской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян...»
           Представления Филофея Лещинского были общедоступными, публичными. Для каждого представления устраивали сцену вблизи Архиерейского дома, между кафедральным Софийским собором и Сергиевской церковью, ныне несуществующей. В рукописной «Сибирской летописи» сказано: «...Когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, Владыко, в соборные колокола на сбор благовест производил».
           Первое упоминание о начале театральных представлений приурочивают к 1705 г., связывая эту дату с падением креста во время представления. «...от рожд. Христ. 1705... Майя 8 числа, вдень Иоанна Богослова, в Тобольску во время играния комедии возста с тучею буря жестокая. И сломило над алтарем соборной церкви крест, также и с Сергиевской церкви верх весь с маковицею и крестом. Подле оной церкви употребляли действие комедии...», с этого упоминания в летописи Ивана Черепанова начинается театральная история Тобольска.
           Дело Ф. Лещинского было продолжено его преемником Антонием Стаховским. С его дозволения ученики и учителя уже Славянолатинской школы представляли на святках или в другие каникулы пьесы духовного содержания в домах местной знати или «в одном каком-либо отведенном для того здании, получали за то вознаграждение». Собранные таким путем деньги шли на содержание учителей и самих учеников, в числе которых были дети из бедных сословий. Получение оплаты за участие в спектаклях - первый шаг к профессионализации исполнителей.
           15 апреля 1734 г. академик И.Г. Гмелин и его спутники/участники второй Камчатской экспедиции/смотрели в Тобольске днем «Пасхальную драму» в исполнении учащихся архиерейской школы. В 1751 г. в Геттингеме вышла книга вернувшегося в Германию Гмелина с описанием виденного в Тобольске представления. Постепенно совершалась секуляризация школьной драмы, которая начинала откликаться на светские события, на сцене появились мирские лица. Их «игрища комедиантские» служили теперь не столько назидательным, сколько развлекательным целям. Школьный театр начал действовать в направлении доходчивости своих представлений, их демократизации, игнорируя каноны, сближался с театром светским.
           Вторая половина XVIII века в культурной жизни Сибири ознаменовалась возникновением светского любительского театра различных типов: домашний, публичный, общественный, частный, дворянской аристократии, разночинцев и мещан, солдатский, «охочих комедиантов», постоянный и временный и др. 10 апреля 1763 года был назначен сибирским губернатором с производством в генерал-майоры Денис Иванович Чичерин. По прибытию в Тобольск Д.И. Чичерин развернул кипучую деятельность, свойственную его натуре. Он входил практически во все дела по управлению гигантским краем, проявляя значительный интерес и к театру.
           В своем историческом труде К. Голодников пишет: «В 1770 году сосланные в Тобольск конфедераты устроили здесь вновь театр». А в «Записках поляка-конфедерата» анонимный автор пишет: «Тобольский губернатор Денис Иванович Чичерин был человек великодушный, но гордый... Этот всесильный правитель, говоривший несколько по-польски, радушно принимал поляков в своем гостеприимном и открытом доме. В нашей среде находилось несколько изрядных музыкантов с инструментами, купленными в Казани, почему губернатор охотно приглашал их на все балы, тем более что лучших музыкантов не было в Тобольске... В числе прочих развлечений некоторые из нас принялись разыгрывать комедии, в роде иезуитских диалогов; губернатор помог изготовить костюмы, присутствовал с своей дочерью на представлениях и каждый раз вносил по 150 рублей». Что касается идейной направленности представлений, то здесь на страже стоял сам Д.И. Чичерин.
           В 1774 г. ряд мероприятий, связанных с празднованием Кючук- Кайнарджийского мира, проводился в специально «учрежденном театральном зале». А в отчете Д.И. Чичерина о торжествах в Тобольске, опубликованном в двух столичных газетах, сообщалось, что вечером 15 июля «на публичном театре представлена комедия», 16 июля «на том же театре общество молодых тобольских дворян играли трагедию». В своем усердии перед императрицей Чичерин не только выполнил, но и перевыполнил намеченный план: торжества продолжались 19 дней, кроме запланирован¬ной комедии была показана еще и трагедия, а главное - был построен специальный театральный зал, названный публичным театром.
           К концу XVIII столетия театр занял видное место в общественно¬культурной жизни города, которая носила интенсивный характер, была содержательной, идейно насыщенной, духовно богатой. Губернаторам вменялось в обязанность заботиться о поднятии культуры местного дворянства. С этой целью устраивались спектакли, которые давались сперва в губернаторских домах, а затем в специальных помещениях. Здесь инициатором создания и основателем постоянного профессионального театра выступал правитель Тобольского наместничества Александр Васильевич Алябьев. Человек образованный, прогрессивных взглядов, он стремился содействовать развитию просвещения, культуры, искусства. Алябьев имел хор и оркестр из дворовых музыкантов, выписывал ноты и пьесы из Перми и столиц, организовывал первые концертные гастроли в Сибирь, устраивал спектакли в наместническом доме на Богородицкой улице. Пожар 1788 г. уничтожил вместе с домом многие документы и материалы ранней истории Тобольского театра. После пожара наместнического дома спектакли стали устраивать в помещении Главного народного училища, где в актовом зале была устроена губернаторская ложа. Она всегда заполнялась семьей лиц, правящих генерал-губернаторскую и губернаторскую должность, их гостя¬ми. Весь зрительный зал был рассчитан на 560 мест.
           Сосланный за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» на десять лет в Илимский острог, Радищев более семи месяцев /с 20 декабря 1790 г. по 30 июля 1791 г./ провел в Тобольске, пользуясь покровительством губернатора А.В. Алябьева. В «Биографии А.Н. Радищева, написанной его сыновьями», сообщается: «В Тобольске Радищев, как и все сосланные одного с ним звания, пользовался совершенною свободою. Он был на всех обедах, праздниках, в театре. В письме к своему покровителю графу А.Р. Воронцову от 19 апреля 1791 г. Радищев сообщал, что на Святой неделе/Пасхе/ в Тобольске были показаны три комедии: «Мельник колдун, обманщик и сват», «О время!» и «Немой» Д.-О. Брюэса и Ж. Палапра в переводе с французского М.И. Попова». Однако зал народного училища не мог заменить публичный театр, потребность в котором все более нарастала. В годы правления А.В. Алябьева (1787-1796) было построено по проекту Федора Уткина первое в Сибири здание театра. Алябьев организовал и первые в Сибири театральные гастроли. В конце 1792 начале 1793 в Тобольск приезжал на гастроли актер и режиссер Пермского театра Вигант. Алябьев хотел заполучить Виганта в свой театр, обещая ему хорошее вознаграждение.
Труппа для театра была сформирована весной 1794 г. А.В. Алябьев назначил управляющего театром, подотчетного Приказу Общественного призрения. Первым управляющим был Алексей Резанов, занимавший эту должность в 1795 -1799 г.г.  В 1799 г. управляющим театром стал директор Тобольской народной школы, коллежский асессор Иосиф Ишимов. В обязанности управляющего театром вменялось ежегодное заключение договора с труппой актеров.
           Архив донес до нашего времени уникальный документ - текст договора тобольских актеров с управляющим театром, коллежским асессором И.Ф.Ишимовым.«1799 года декабря 20 дня управляющему Тобольским театром, заведенному от Приказа Общественного призрения, Тобольской народной школы директору, господину коллежскому асессору Ишимову, мы нижеподписавшиеся, при том театре актерами и актрисами находящиеся, дали сие обязательство в следующем: 1. С 1 января 1800 г. по 1 января 1801 г., то есть один год, обязуемся находится при оном театре и каждый в тех самых должностях, какие кто исполнял поныне, включая некоторых, в службе состоящих, буде по иной отлучены не будем... ... В течение годичного времени обязуемся дать 42 спектакля, в их числе новых 6 драм, 4 комедии и оперу...».

           Из текста буклета, изданного Тобольским драматическим театром к празднованию 300-летия театрального дела в городе Тобольске в 2005 году. Авторская группа: М. Целищева, М. Обухова. Использованы материалы рукописи А. Иванова "Три века Тобольской сцены", материалы Е. Хамовской, Г. Кустова, архива театра и архива ТГИАМЗ. Фотографии А. Абина, Д. Алфёрова, С. Иванова и других.

           Пресс-центр Тобольского драматического театра.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.