Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
В 2018 году Тюменский Большой драматический театр отметил свое 160-летие. В этот знаменательный год мы хотим побольше рассказать вам о нашем театре, его истории, становлении и развитии. Сегодня продолжаем рассказывать о развитии театра в Тюмени в 1902 -1913 годах.

В зимнем сезоне 1903-1904 годов в репертуаре антрепризы С.З. Ковалевой была продолжена линия «Детей Ванюшина», приближенных в исполнении актеров к мелодраме, а не линия «Трех сестер». Сезон открылся 9 октября. Шли пьесы «Цыганка Занда», «Идиот» по Ф.М.Достоевскму, «Два мира», «Ктастрофа», «В новой семье» и др. Спектакли давались три раза в неделю.

К третьему сезону труппа заметно обновила и свой состав, и репертуар. «Состав труппы солиднее прошлогоднего», - констатировал местный критик.

Обязанности режиссера выполнял Н.И. Орлов, его помощника – Г.Н. Герман. На этот раз С.З. Коавалева решила вновь вывести на тюменскую сцену трудного для исполнения А.П.Чехова. Откликаясь на смерть великого писателя, она включила в репертуар три его пьесы: «Иванов», «Вишневый сад» и «Чайка».

Когда давали «Иванова», зал был непривычно наполовину пуст. В своей рецензии Г.Н.Кгаевский приветствовал драму за ее большую, в сравнении с поздними чеховскими пьесами, сценичность, но, как и в случае с «Тремя сестрами», высказывал свое раздражение «нытьем» чеховских героев. У исполнителя главной роли артиста С.И.Ярцева он заметил «излишне мелодраматический тон в первом акте и слишком высокий в остальных». Это замечание проливает свет на трактовку Иванова на тюменской сцене. Немирович-Данченко ставил «Иванова» в Художественном театре как спектакль о людях, живших 17 лет назад: «отчужденно и холодновато устанавливались отношения сцены и зала». Ярцев же, актер на амплуа неврастеника (впервые, кстати, появившееся в труппе Ковалёвой), приближал героя к настроениям неустойчивого и тревожного времени 1904 -1905 годов, делал Иванова современником тех, кто сидел в зале.

Последняя пьеса А.П. Чехлва – «Вишневый сад» - на сцене текутьевского театра, по мнению того же Кгаевского, была решена «в уныло-грустных тонах». Спектакль, по его словам, игрался «очень трудно», что объяснялось характером новой драматургии, которую, в частности, представлял «Вишневый сад» - «тут от исполнителя требуется и особенный тон, и особая выдержка», и актеры старались – «все заслуживают искреннего одобрения, одинаково хороши». Исходя из оценок рецензента можно заключить, что исполнители пьесы стремились к единому стилю игры, «через особенный тон, особенную выдержку» добивались создания на сцене чеховской атмосферы.

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.