Спектакли из прошлого. ТБДТ

Поделиться
2019 год в России объявлен годом Театра, поэтому мы бы хотели побольше рассказать о нашем театре, его истории, становлении и развитии и продолжаем рубрику «Спектакли из прошлого». Сегодня о развитии театра в Тюмени в 1930 - х годах.

К 1930 годам принцип социалистического реализма был признан в СССР единственно верным, а все театры стали подравниваться под МХАТ. Отбор пьес для постановок теперь еще строже зависел от их социальной значимости, созвучия идеям социализма. Продолжал снижаться в репертуаре удельный вес классических произведений. Чтобы попасть на сцену, пьеса должна получить одобрение реперткома, который руководствовался установками «партии и правительства». На страже «интересов рабочего зрителя» стояла и бдительная местная пресса.

Показательным примером служила история с гастролями в Тюмени (в июне 1930 года) артиста московского театра Мейерхольда Игоря Ильинского. Выступал именитый гость на сцене тюменского театра. В его программе были произведения Зощенко и Маяковского. Откликом на эти гастроли явилась публикация в газете «Красное знамя» статьи под названием «Анекдотчик из центра». В ней автор обрушивался с критикой и на самого Ильинского, и на управление зрелищных предприятий в Тюмени, и на Тюменский рабис. Последние обвинялись в недостатке бдительности, а сам артист – в «безразличии к проблемам реконструктивного периода».

Случай, хорошо характеризует ту атмосферу, в которой работали в Тюмени люди искусства, в том числе режиссеры и актеры местного драматического театра. Кстати, с начала 30-х годов тюменский театр перестал называться Камерным. В местной прессе этого времени он фигурирует под названиями «тюменский театр», «театр рабочего зрителя».

В зимний сезон 1930-1931 годов на сцене тюменского театра выступала труппа 35 человек, до этого работавшая в Нижнем Тагиле. В составе труппы имелись и известные актеры: Петипа, Бронина, Евдокимов и другие. Новым было то, что перед открытием сезона, в течение 20 дней, труппе пришлось заниматься массово-агитационной работой на заводах и в других коллективах Тюмени.

Гости привезли с собой спектакли: «Клоп» В.Маяковского, «Первая конная», «Цианистый калий», «Власть», «Подводная лодка» (о Шахтинском процессе), «Горят костры», «Авангард», «Галстук» (комсомольская пьеса) и пр.

При подготовке к сезону управление зрелищных предприятий главную ставку сделало на «организованного зрителя» - через распространение абонементов и продажу целевых спектаклей отдельным предприятиям и объединениям. В течение сезона актерам приходилось делать частые выезды в рабочие клубы, где ими разыгрывались бесплатные спектакли.

По материалам книги: «Его Высочество Тюменский драматический», авторы - Н.А. Миненко и В.А. Чупин.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.