По договорному обязательству труппа вносила в казну откупную сумму за эксплуатацию здания, оборудования, реквизита и получала известную самостоятельность в распоряжении доходами от спектаклей, в приеме и увольнении актеров, выборе репертуара. Однако репертуар актеры обязаны были выбирать под контролем управляющего театром и на паритетных началах с ним. Историк старинного Тобольского театра А.Б. Костерина-Азарян в своей книге пишет: «Идея актерской артели, попытка актеров самостоятельно организовать жизнь труппы - редчайшее явление в театральной практике XVIII века. В Центральной России идея сосьете возникла не раньше 60 - 70-х годов XIX века. Несмотря на актерское самоуправление, театр оставался типичным наместническим театром. Последнее слово обычно принадлежало не зрителям, а представителям административной власти. Без дворянских субсидий, без поддержки наместников или губернаторов театр еще не мог существовать, ибо доходы от спектаклей были мизерные и не могли покрыть все расходы. Чтобы обрести финансовую и творческую самостоятельность, театр должен был научиться удовлетворять, по возможности, идейные и художественные запросы широкой зрительской аудитории». Уже в пору своего зарождения светский театр в Тобольске носил ярко выраженный синтетический характер: драматические спектакли чередовались с музыкальными, порой с «балетами», или же в одном спектакле содержалось то, другое, третье.
История сохранила для нас имена первых тобольских артистов. Это Алексей Возницын, Алексей Ушаков, Дмитрий Власов, Яков Власов, Дмитрий Матрохов, Николай Тяпкин, Илья Лозицкий, Василий Васильев, Андрей Иванов, Яков Макунин, Афанасий Голиков, Георгий Зернов,Анна Голикова, Авдотья Тверитинова, Настасья Протопопова. Ценнейшим достоянием Тобольского театра конца XVIII в. являлся его репертуар. Он отличался большим жанровым и тематическим разнообразием, включал произведения отечественной и зарубежной драматургии, трагедии, драмы, комедии, водевили, оперы.
Тобольский театр XIX века явление незаурядное для провинциального города, тем более сибирского, но не случайное. «Появление в Тобольске профессионального светского театра подготовлено всем предыдущим ходом культурного развития города и его аккумулирующей ролью в общественной и культурной жизни Сибири XVII XVIII веков. По актерскому мастерству и качеству постановок театр в Тобольске не мог идти в сравнение с петербургскими и московскими театрами, но по разнообразию и характеру репертуара от них не отличался. Театр в Сибири возник сравнительно рано и играл активную роль в культурном и общественном развитии местного общества. Театральная
культура русского населения Сибири имела общие генетические корни с театром европейской части России, развивалась в аналогичных с ним формах, проходила те же этапы развития».
В 19 столетие Тобольск вошел развитым культурным центром с собственным профессиональным театром, что было большой редкостью в провинции. Немецкий драматург Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу, посетивший в мае 1800 года спектакли тобольской труппы, оставил подробное описание театра, который, по его словам, был довольно велик и имел один ряд лож. Каждая из них принадлежала «одному постоянному хозяину, который имел право украшать ее по своему произволу, от чего получался самый пестрый вид. Шелковые, по большей части богатые материи всяких разных цветов висели у каждой ложи и покрывали совсем их. Внутри навешены стенные подсвечники с зеркалами. Все вместе имело вид самый азиатский...»
Всего в 1800 г. в театре работало 12 актеров и 4 актрисы, кроме того, в театре числились 6 подсобных рабочих, портной, парикмахер, 2 суфлера. Оркестр состоял из 9 человек. Театр имел богатый гардероб, которым пользовались актеры. Зрители благоволили к театру.
В 1802 году актеры Алексей Ушаков и Алексей Возницын откупили театр за сумму в 300 рублей с правом собственного содержания труппы. Так было положено начало частной антрепризы. Основу репертуара составляли комедии и комические оперы.
В период войны с Наполеоном повсеместно ставятся благотворительные спектакли и концерты в пользу раненых и на военные нужды. Публика, охваченная патриотическим порывом, охотно посещала благотворительные спектакли и вносила всевозможные пожертвования.
Первая половина XIX века была последней блестящей страницей в истории культурной жизни старого Тобольска. В 20-х годах в театральной жизни города происходит резкий перелом. Профессиональная труппа, по всей вероятности, покидает город, но с большим энтузиазмом начинают проявлять себя любительские коллективы.
Большой вклад в развитие музыкального и театрального искусства внес сын Тобольского наместника Александр Александрович Алябьев, известный композитор, который был сослан на свою родину в 1828 году. А.А. Алябьев организовал в Тобольске большой оркестр, устраивал концерты, музыкально-театральные представления; они пользовались большим успехом. Значительное влияние на театральную жизнь города оказало пребывание в Тобольске декабристов: Н. Чижова, М. Фонвизина, В. Кюхельбекера, А. Анненкова, А. Муравьева, П. Свистунова и других. Их дома становятся центрами культурной жизни: устраиваются музыкальные и литературные вечера, театральные представления. Одним из первых приехавших в Тобольск декабристов /1834/ был Николай Алексеевич Чижов, бывший лейтенант флота. Чижов увлекался поэзией, драматургией. Активным устроителем спектаклей был Петр Николаевич Свистунов /прибыл в Тобольск в 1842 г./. Свистунов возглавил хор церковных певчих, воссоздал оркестр, струнный квартет и фортепианные трио-коллективы.
Живший на поселении в Тобольске с 1845 г. декабрист Александр Михайлович Муравьев держал домашний любительский театр. На тобольской сцене в те годы были поставлены пьесы В. Кюхельбекера «Иван, кузнецкий сын», «Аргивяне», в его переводе идут «Гарибальди» и «Разбойники» Ф.Шиллера. Уроженец Тобольска, декабрист Г.С. Батеньков трудился над своими сценическими произведениями, переводил В. Шекспира.
В июле 1836 года после окончания философско-юридического отделения петербургского университета в Тобольск вернулся Петр Павлович Ершов. Здесь он не оставляет своего увлечения театром и драматургией, будучи учителем, организовывает в гимназии театр. Ершов не только писал для театра (текст оперы «Сибирский день», пьесы «Сельский праздник», «Якутские божки»), но и выбирал исполнителей, распределял роли, проводил репетиции, составлял репертуар. На этой сцене увидел свет драмати¬ческий анекдот «Суворов и станционный смотритель». Поэма «Сузге», основанная на народном сказании о хане Кучуме, его красавице-жене и атамане Ермаке, неоднократно ставилась на драматической сцене, по ее мотивам композитор тоболяк Корнилов создал оперу, либретто которой написал тобольский же поэт Головачев. Последним появившемся еще при жизни писателя драматическим произведением была небольшая пьеса «Кузнец Базим, или Изворотливость бедняка». Вместе со своим приятелем, декабристом Н.А. Чижовым, Ершов пишет для этого театра веселые водевили, ссыльный поляк Константин Волицкий сопровождает их музыкой, а также занимается гримом и костюмами. Декорации готовит Дормидонт Циммерман, который играл еще при губернаторе Алябьеве. Спектакли устраивались обычно в праздники, и всякий раз в актовом зале сооружали сценические подмостки, которые после представления разбирали. Когда спектакли стали частыми, надобность разборки сцены отпала. С гордостью писал в феврале 1838 года Ершов в Петербург: «Театр наш шел славно, говоря и не о Тобольске. Обширная сцена, хорошие декорации, отличное (восковое) освещение, увертюры из лучших опер в антракте, разыгрываемые полным оркестром,и, наконец, славные костюмы, все это делало спектакль хоть куда! Всего было три представления (по пяти пьес в одном действии каждая): первое только для учителей гимназии, а два последних для всей публики; из них на одном было до 400 человек, а на другом столько, что едва вмещала зала». Благодаря умелому руководству П.П. Ершова, гимназический театр обрел большую популярность и стал фактически городским. Всю середину XIX в. на театральных подмостках Тобольска господствовали любители. Театральные представления этих лет носили эпизодический характер; устраивались, в основном, любителями драматического искусства, давались на различных сценических площадках. Сборы с таких спектаклей чаще всего направлялись на благотворительные цели. Тем не менее, о спектаклях и концертах в Тобольске сообщалось и в столичной периодической печати. Тобольский корреспондент петербургской газеты «Русский инвалид» довольно подробно рассказал о спектакле в пользу бедных, который состоялся в Благородном /Дворянском/ собрании 1 октября 1846 г: «Для зрителей были устроены ложи, приготовлены кресла, стулья и места на хорах. Сбор в 200 руб. свидетельствовал, что и в Тобольске, посреди вьюг и снегов Западной Сибири, умеют ценить наслаждение, понимают всю прелесть благотворительности». Любительское сценическое искусство пока преследовало три цели: дать возможность его деятелям проявить свои таланты и утешить тщеславное самолюбие, предоставить разумное развлечение жителям, вытесняя из их быта карты и вино, собрать средства,пусть скромные, для нуждающихся.
Губернская газета в 1857 г. писала: «Артистические удовольствия так редки в Тобольске, что всякий случай, относящийся к ним, составляет истинный праздник для любителей искусств. В начале 60-х годов удалось наладить более или менее регулярно благотворительные спектакли, посещение которых являлось долгом тех, кто желал помочь нуждающимся».
Более развернутое сообщения о культурных развлечениях жителей дал Виктор Ильин в «Тобольских губернских ведомостях». 19 октября 1863 г.репортер поведал о слухах, носившихся по городу: «Мы слышали, что несколько молодых людей «получили дозволение» на устройство спектаклей и увеселений, составили, «с разрешения начальства», общество, которое время от времени будет устраивать музыкальные и литературные вечера, живые картины и спектакли, жертвуя оставшиеся за расходами деньги, по усмотрению г-на начальника губернии, на разные благотворительные предприятия».
Одним из горячих сторонников любительского театрального искусства являлся воспитанник декабристов, художник Михаил Степанович Знаменский. В юности /1851/ Знаменский, по ходатайству декабриста М. Фонвизина, был отправлен на учебу в Санкт-Петербург в Духовную академию с классами рисования. После окончания академии художник вернулся в наш город. Живя в Тобольске, художник продолжает поддерживать тесную дружбу с декабристами. Он пишет их портреты и сцены из их быта. Знаменский увлечен историей своего края, занимается археологией. Среди многочисленных увлечений Михаила Степановича заметное место занимает театр.
Он пишет декорации, рисует эскизы костюмов, ставит «живые картины» и, естественно выступает как артист. Был особо отмечен местной прессой в роли Бессудного в спектакле по пьесе А. Островского «На бойком месте».
Весной 1870 г. в Общественном саду у памятника Ермаку был построен концертно-театральный воксал. 30 апреля тобольские любители драматического искусства дали здесь первый спектакль, показав комедию «Жених из Ножовой линии» А.М. Красовского и драматический эскиз с куплетми «Любовный напиток» А.Н. Баженова. В нем участвовали: Н.С. Бажанова, С.Н. Зубовская, Е.М. Орлова, А.А. Раленбек, Е.А. Аврамов, П.С. Изумрудов, А.В. Меркушев, Н.А. Орлов, Ф.Д. Раленбек.
Вместе с любителями в спектаклях принимали участие и профессиональные артисты. «25 января 1883 г. кружок любителей драматического искусства поставил спектакль в пользу бедных студентов. «Все места с первого до последнего ряда были заняты и пришлось прибегнуть к приставным креслам. Некоторым пришлось простоять на ногах. Шли: комедия «Гувернер» В.А. Дьяченко и водевиль «Дочь русского актера» П.И. Григорьева. В антракте И.О. Кони продекламировала, а А.М. Садков пропел несколько из отборных русских пьес. И.О. Кони и П.К. Такелля /первая в роли Перепетуи Евгеньевны Хворостиной, а последний - в роли гувернера Жоржа Д'Орси/ были до такой степени безукоризненно хороши, что при оглушительном громе рукоплесканий вызваны несколько раз сряду и сверх того. Кони по желанию публики несколько продекламировала избранные ею куплеты. Впрочем, от почтенной и заслуженной артистки Императорских Санкт- Петербургских театров, некогда восхищавшей своею игрою, под псевдонимом Сандуновой, и высшее петербургское общество, иного и ожидать было нельзя. Будучи старожилом г. Тобольска, - завершал корреспонденцию Капитон Матвеевич Голодников /секретарь Статистического комитета, редактор «Тобольских губернских ведомостей», преподаватель гимназии/, и мы едва ли ошибемся, если скажем, что спектакль завершился небывалым единодушным восторгом публики, возбужденной игрою даровитых исполнителей».
Ирина Семеновна Кони /Юрьева/ в 1834 г. дебютировала на сцене Московского Малого театра. В 1837 г. вышла ее первая книжка «Повести. Сочинения девицы Юрьевой», которая вошла в круг популярного чтения гимназистов.
В 1837 г., выйдя замуж за водевилиста Ф.А. Кони, переехала в Петербурге письмом М.С. Щепкина, который просил своих друзей «приласкать сироту... она, право, девка неглупая и добрая. Имея богатых родных, должна была трудами доставать себе кусок хлеба». На сцене Апександринского театра /1837 -1854/ приобрела известность в комедийно-бытовом репертуаре, особенно в ролях комических старух, выступая под псевдонимом Сандуновой. Громкий успех принесли И.С. Кони роли в пьесах Гоголя и Островского. Свои лучшие роли создала на любительской сцене. В 1860 г. в спектаклях «Литературного фонда» с участием писателей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского играла Анну Андреевну /«Ревизор»/ и Феклу Ивановну/«Женитьба»/. Пробовала свои силы и в драматургии, написав двухактную драму «Порыв и страсть, или Два женских сердца» /переделка с французского/, которая была в 1850 г. поставлена на императорской сцене обеих столиц /в Москве роль Клери играл М.С. Щепкин/. А в 1854г. напечатана в журнале «Пантеон», став доступной провинциальным театрам. Выступала и в качестве режиссёра, поставив в Минске спектакли «Гроза» и «Доходное место» А.Н. Островского.
С 1882 по 1886гг. Ирина Семёновна жила в Тобольске, участвовала в спектаклях любителей. Передавая им богатый сценический опыт, была в числе организаторов драматического общества. 11 сентября 1885 года было учреждено Тобольское драматическое общество. В его Уставе говорилось, что драматическое общество имеет целью:
«а/ доставить своим членам возможность исполнения на сцене совокупными силами различных произведений драматического искусства;
б/ знакомить публику с драматическими произведениями как отечественной, так и иностранной литературы посредством исполнения таковых на сцене;
в/ способствовать чрез посредство сценических представлений развитию эстетического вкуса и сценических сил;
г/ содействовать сценическими представлениями целям благотворения.»
Председательницей Общества избрана единогласно Е.В. Лысогорская /супруга губернатора/, директорами П.В. Шалашников, Н.А. Лыткин и A. О. Шамовский, режиссером А.М. Садков, помощником режиссера B. М. Юхнев. Члены драматического общества делились на членов- исполнителей и членов- любителей. Если первые участвовали в спектаклях, то вторые поддерживали общество членскими взносами и другой посильной помощью. Интереснейшим явлением в деятельности молодого Драматического общества явился литературный вечер в зале Общественного собрания 21 апреля 1886 г. Первое отделение состояло из номеров чтения и пения. И.О. Кони прочитала стихотворения «Воевода» А.С.Пушкина, «Человек» В.Г. Бенедиктова, «Мечта о нем» В.Р.Зотова; П.В. Шалашников «Песню об арестантах» и «Новый Диоген» Н.Л. Пушкарева; А.М.Садков исполнил романс и комические куплеты. В отчете о вечере К.М. Голодников писал: «Исполнение всех этих пьес было вообще удовлетворительно, но чтение нашей известной артистки, И.С. Кони, во время оно со славой подвизавшейся на Петербургской сцене, вызвало громовые, оглушительные аплодисменты. По единодушному желанию публики и криках «бис! бис!» почтенная артистка принуждена была подарить собственно от себя несколько лишних минут высокого эстетического наслаждения». Во втором отделении исполнялось «... «Сибирское предание завоевания Сибири» - «Сузге» П.П. Ершова». Поэму читал П.В. Шалашников. Живые картины для этой поэмы были поставлены М.С. Знаменским, а декорации созданы К.В. Добровольским. «Все вышеозначенные живые картины, будучи сгруппированы при освещении бенгальских огней и магния нашим талантливым художником, прирожденным сибиряком М.С. Знаменским, были безупречны как в отношении позитуры, так и по костюмам». В первое десятилетие деятельности «Общества» тоболяки посмотрели в театре пьесы А.Н. Островского: «Гроза», «Тяжелые дни», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Праздничный сон - до обеда», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтемся», «Поздняя любовь». Написанные им вместе с Н.Я. Соловьевым пьесы: «Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет», и пьесы Н.Я.Соловьева: «Сцены в деревне», «На пороге к делу» и комедия «Прославились». Мысль о народных спектаклях давно обсуждалась Драматическим обществом, но не было подходящего помещения, не хватало собственных средств. Для простого люда ставили дешевые спектакли на масляной или пасхальной неделях. Передовая интеллигенция города все более настойчиво поднимала вопрос о строительстве здания народного театра. К апрелю 1898 г. в Городскую думу был представлен на утверждение проект постройки такого здания, составленный безвозмездно губернским архитектором Ф.Д. Маркеловым, а также смета. С докладом выступил председатель городской Комиссии попечения о начальном образовании А.С. Суханов. Сообщив, что сумма пожертвований уже достигла 3-х тысяч рублей, он просил Думу разрешить положительно вопрос о немедленной постройке здания.
Алексей Степанович Суханов родился 23 февраля 1866 г. в Тобольске. Он избирался членом городской управы, «заступал место» городского головы. С 4 июня 1896 г. был издателем «Сибирского листка». Алексей Степанович являлся председателем городской училищной комиссии и Комиссии попечения о начальном образовании. Изданный в 1894 г. «Каталог публичной библиотеки А.С. Суханова в г. Тобольске» свидетельствует о культурных запросах ее владельца. Его библиотекой пользовались любители сценического искусства. Вообще, Алексей Степанович, несмотря на свою огромную общественную работу и скрытную подпольную революционную деятельность, находил время и для театра, был актером и руководителем Драматического общества, писал статьи и рецензии о спектаклях и даже пьесы, стал одним из основателей народного театра в Тобольске. Одновременно в Думу было подано заявление 30 лиц следующего содержания: «Узнав, что в числе предметов заседания Городской думы 30 апреля назначен вопрос о постройке здания для общественной библиотеки с залом для народных чтений и общедоступных спектаклей, мы, нижеподписавшиеся, принимавшие личное участие в устройстве общедоступных спектаклей в городском Доме трудолюбия в текущем году, сим заявляем: вполне сочувствуя устройству в городе здания, в котором можно было бы устраивать постоянные, как общедоступные, так равно и народные полезные развлечения, и признавая необходимость скорейшего его возникновения, мы предлагаем Городской думе свой личный труд по устройству постоянных общедоступных спектаклей и впредь в той мере, как это явится для нас возможным, и с тем, чтобы доход от этих спектаклей шел на устройство проектируемого здания».
Далее следовали подписи: А. Суханов, А. Садков, Н. Соколов, Елизавета Соколова, Евгения Соколова, Я. Сорокин, Е. Строганова, А. Себякина, Ф. Памаричев, А. Ермолова, М. Васильевская, А. Лебедев, И. Лебединский, А. Матусевич, А. Гамкрелидзе, С. Серков, В. Юрасова, А. Скалозубова, Екатерина Соколова, А. Брехова, Е. Соколов, А. Юрасов, Волков, И. Варнавин, Н. Третьякова, В. Бончковская, А. Гурский, А. Арефьев, М. Данилова, Е. Дворниченко и Н. Неудачин.
В духе времени проект рождался под именем Народной аудитории, как своеобразного комбината учреждений образовательного, воспитательного и зрелищного характера. Здание строилось на частные пожертвования. За три года собрали средства на постройку нового театра.
Из текста буклета, изданного Тобольским драматическим театром к празднованию 300-летия театрального дела в городе Тобольске в 2005 году. Авторская группа: М. Целищева, М. Обухова. Использованы материалы рукописи А. Иванова "Три века Тобольской сцены", материалы Е. Хамовской, Г. Кустова, архива театра и архива ТГИАМЗ. Фотографии А. Абина, Д. Алфёрова, С. Иванова и других
Пресс-центр Тобольского драматического театра.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.