ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ВАЛТОРНА

Поделиться
22 мая, 2018 ТКТО
Мы продолжаем знакомство с разнообразным миром музыкальных инструментов, входящих в состав большого симфонического оркестра. Практически во всех оркестрах присутствуют медные духовые музыкальные инструменты.

Медные духовые инструменты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.

Представьте себе средневековую королевскую охоту: со сворой собак, лошадьми и, конечно же, специальными охотничьими сигнальными рогами. Для того, чтобы звук был громче и сильнее, эти инструменты совершенствовали и делали длиннее. Со временем, они достигли таких размеров, что было невозможно нормально играть, не говоря уже о передвижении с ними, поэтому мастерам пришла в голову идея свернуть трубку в несколько витков. Так, собственно, и возникла валторна, которая в переводе означает «лесной рог». Если ее распрямить, то получится труба длиною около пяти метров.

Многие меломаны считают, что тембр валторны один из самых красивых в оркестре, ее сочный голос превращает простую мелодию в силу, которая может успокоить душевное волнение или улучшить настроение слушателя. Звук валторны очень мощный, и когда играет валторновая группа в полном составе, то она пронзает звучание всего симфонического оркестра.

Интересно, что в разных регистрах и динамике оттенок звука валторны способен меняться от грубого и напористого до светлого и певучего – это позволяет только одному инструменту передать весь спектр эмоций.

Звук извлекается путем вибрации губ в чашке мундштука, а затем преобразуется колебаниями воздушного столба в инструменте.

Диапазон валторны - 4 октавы, но извлечение звуков в высоком регистре весьма затруднительно. Валторна – транспонирующий инструмент, нотный текст для неё пишется в скрипичном и басовом ключах. Композиторы раньше писали в своих произведениях партии для натуральных валторн, без знаков при ключе, поэтому современным валторнистам постоянно приходится транспонировать ноты в разные тональности.

Валторна является членом семьи медных духовых инструментов. Она состоит из мундштука и очень длинной, узкой и преимущественно спиральной трубки конического сечения,

которая заканчивается широким раструбом. Механизм валторны состоит из 3-5 вентилей, которые изменяют длину инструмента и высоту звука.

Валторна - очень важный инструмент в симфоническом оркестре. Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные моменты, но, пожалуй, наиболее распространенное применение звучания валторны - в качестве гармонического наполнения где-то между линией баса и мелодией. Такое использование этого инструмента является одним из ключевых приемов, которым пользуются начинающие композиторы, так как звучит это красиво и является идеальным способом, чтобы связать вместе звучание всего оркестра.

В духовом или военном оркестрах роль валторны, в основном, более скромная - аккомпанирующая.

Валторна - значимый инструмент не только в симфоническом и духовом, но и в камерном оркестре, а также очень востребована в различных инструментальных ансамблях: трио, квартетах, квинтетах и других.

Композиторам сразу пришлось по душе мягкое, благородное и несколько «туманное» звучание валторны, поэтому она часто использовалась как солирующий инструмент. П. И. Чайковский любил в своих произведениях поручать исполнение мелодии именно валторне, например, знаменитейшее соло во второй части пятой симфонии. Л.В. Бетховен, Г. Малер, Р. Вагнер, Б. Бриттен, М. Глинка, Д. Шостакович, А. Хачатурян. С. Прокофьев - большинство величайших композиторов не обходили валторну вниманием, поручая ей сольные фразы в своих шедеврах.

Нельзя не отметить тот факт, что валторна очень популярна среди голливудских композиторов. Во многих фильмах мы можем услышать валторновый звук, например, в эпической фантастической саге Д. Лукаса «Звездные войны».