История музыкальных инструментов: гобой

Поделиться
20 июня, 2018 ТКТО
Мы продолжаем знакомство с разнообразным миром музыкальных инструментов, входящих в состав большого симфонического оркестра. В оркестре 4 основных группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Сегодня мы познакомимся с гобоем.

Гобой – удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают, скорее, «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.

Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей

дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Вспомните хотя бы оперы и балеты Чайковского! Музыка, позволяющая раскрыть всю красоту гобоя.

С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Гендель, И. С. Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур.

Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов.

Лишь в период романтизма композиторы уделяли мало внимания сольному гобою из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах гобой во все времена занимал одно из центральных мест.

Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.

В рок-музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла, Арта Гарфанкела, Таниты Тикарам, рок-группы Roxy Musicи металл-группы Finsterforst. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»

Происхождение музыкального инструмента, известного в наше время как гобой, восходит к 3000 до н.э. В Месопотамии и древнем Вавилоне были найдены первые иллюстрации. Так же археологические находки доказывают, что в древнем Египте и Греции было развито искусство игры на инструментах с двойной тростью. В библии упоминается предок гобоя под названием "халил", который использовался в храмах.

В средние века было много похожих инструментов почти во всех странах - поммер, крумхорн, бомбарда, шалмей и многие другие. А первые клапаны появились на гобое эпохи Барокко. Благодаря мастеру Жану де Оттетеру инструмент получил 7 отверстий и 2 клапана, а также для удобства хранения, деление на 3 части: 2 колена и раструб.

В дальнейшем гобой почти не менялся, лишь добавилось несколько клапанов. И только после изобретения системы Бёма в XIX веке и ее применением, с некоторыми изменениями, гобойными мастерами (Гийом Трибер, Франсуа Лоре) появился современный инструмент.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.