Музыкальное интервью с виолончелисткой Армине Назарян: «Каждое выступление — это событие к которому готовишься очень тщательно и скрупулёзно»

Поделиться

Читайте полную версию интервью с концертмейстером группы виолончелей Тюменского филармонического оркестра (ТФО), лауреатом международных конкурсов, основателем и художественным руководителем группы виолончелей «Триумф» Армине Назарян.

Виолончелистка рассказала, как стала музыкантом, о работе с дирижерами и о самых ярких выступлениях.

- Какой Вы помните себя в детстве?

- Это интересный вопрос, потому что я очень хорошо помню себя. И я бы разделила эти воспоминания на две полосы. Первая – самая светлая и приятная. Я родилась в Армении, в маленьком городе Раздан, и с этим городом связаны самые лучшие воспоминания детства в окружении родных и близких.


В Армении я начала учиться музыке. Родители отдали меня и брата в музыкальную школу и параллельно в художественную, исключительно для общего развития. В те 90-е годы в Армении люди просто выживали. Это были «тёмные годы» без газа, электричества и воды. Но несмотря на это, дети ходили в школу, институты, получали образование. Я сейчас с улыбкой вспоминаю то время, когда семья собиралась вокруг стола под свет лампы или свечки. Мы с братом делали уроки, мама и папа контролировали процесс. Потом папа садился за фортепиано, а мама пела под аккомпанемент, который папа сам подбирал по слуху. И, наверняка, благодаря родителям мы с братом не почувствовали всю тяжесть того времени.

Вторая полоса резко отличается… Мой папа  – военный, в 1994 году его направили служить в Россию, в город Екатеринбург. Мы вынуждены были переехать. Вот с этого момента начались очень непростые времена. Мы оставили квартиру, пришлось жить в общежитии, в съемных квартирах. Привыкать к новой школе, где меня не особо принимали. Я каждый день приходила домой в слезах и просила уехать обратно. Было ощущение, что все вокруг окрашено чёрными красками. Но я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они смогли все это преодолеть ради нас, ведь для них этот переезд был ещё сложнее. И скажу Вам, что только в 1999 году, в музыкальном училище, я попала в свою среду. Там я нашла друзей, с которым по сей день дружу, хоть и на расстоянии.


- В какой семье росли, как давалась учеба, когда стали проявляться музыкальные задатки?

- Мои родители  – не музыканты, но очень любили музыку. Мама всегда мечтала, чтобы мы с братом стали профессиональными музыкантами. Папа ушёл на пенсию в звании подполковника.


Когда мы переехали в Россию, родители понимали, что будут проблемы с русским языком, и они дали чёткую установку о том, что «музыка – это универсальный язык, который понимают все, поэтому вы будете музыкантами». Честно говоря, у нас не было другого выбора.

Мой брат тоже стал профессиональным музыкантом, он очень успешный альтист. После удачного выступления на конкурсе им. Ю.Башмета, где он занял III премию, его пригласил к себе в класс Юрий Абрамович. Он окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и аспирантуру в классе профессора Юрия Башмета и Романа Балашова. А затем поступил и окончил аспирантуру Амстердамской консерватории в классе профессора Имаи Нобуко. На данный момент живет в Голландии и является концертмейстером группы альтов в South Netherland Philharmonic orchestra. Благодаря чуткости наших родителей выбор был сделан очень правильный.

- Тяжело ли было учиться музыке? Приходилось ли родителям Вас заставлять, как это было, например, у виолончелиста Бориса Андрианова?

- Родители заставляли, это правда, но только лишь на начальном этапе. Мама всегда сидела и слушала. Но не ругала никогда. Просто говорила, что надо ещё поиграть, «пока не доработала».

После поступления в Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского у меня изменилось отношение к инструменту. Я поступила в класс профессора, заслуженного деятеля искусств России, Клишина Вадима Владимировича. К нему было очень сложно попасть. Он ещё преподавал в десятилетке и консерватории. И когда он меня взял к себе, я определилась окончательно. Меня уже никто не заставлял заниматься, я делала это с удовольствием.

- Почему Вы решили играть именно на виолончели?

- Это решение принимала не я. Я поступала на фортепиано, но баллов не хватило, чтобы меня взяли. Маме предложили отдать меня на виолончель. Никто не предполагал, что виолончель – это такой большой инструмент. Мама согласилась, а назад дороги уже не было. Папа ещё ходил недовольный, что инструмент вовсе «не женский», но смирился. Сейчас, конечно, он уже с улыбкой это вспоминает. Начинала я заниматься в классе у Гоар Владимировны Тер-Ованнисян. До сих пор мы с ней на связи.

- А на каком инструменте Вы играете сейчас?

- С 1999 года играю на французской мануфактуре примерно середины 19 века. Этот инструмент попал ко мне совершенно случайно. Мой папа нашёл его в Ереване и решил мне его купить. Конечно, он совершенно не разбирался в этом деле. Но, видимо, это была судьба. В первое время мы привыкали друг к другу, вместе пережили очень многое, но это ещё больше нас сблизило. Для меня мой инструмент – живой, у него есть душа, голос, думаю, у нас взаимная любовь на протяжении стольких лет.

- А если говорить о конкретных педагогах? Кто был Вашим учителем?

- Вообще должна признать, мне везло с педагогами. В музыкальной школе по общему фортепиано (это дополнительный инструмент, который проходят в музыкальных школах) моим педагогом была Софья Герцевна Цомык, дочка известного советского виолончелиста, педагога Герца Давидовича Цомыка. Она с большим теплом относилась к нашей семье, и мы ее очень любили. В виолончельном классе я училась у Папиной Аллы Михайловны, а она в своё время окончила консерваторию в классе Герца Давидовича также, как и Клишин Вадим Владимирович.

Особое время для меня — это годы учебы в классе заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, Клишина Вадима Владимировича и его супруги, заслуженной артистки РФ, профессора, Корчинской Клары Евгеньевны по классу камерного ансамбля.

В моей судьбе они занимают особое место. Это люди, которые являются примером истинного служения искусству. Клара Евгеньевна на протяжении долгих лет заведовала кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки в Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского. Вадим Владимирович также много лет возглавлял кафедру струнных инструментов в Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского. В Свердловском филармоническом оркестре он проработал 30 лет, 24 из них концертмейстером группы виолончелей.

Окончив музыкальное училище, я продолжила учебу в классе Вадима Владимировича уже в УГК им. Мусоргского и там же аспирантуру. Они научили быть требовательной к себе, любить музыку, профессию и много трудиться. Работать над звуком, качеством - это все оценивалось на выступлениях. К сожалению, их уже нет в живых, но они воспитали огромное количество прекрасных музыкантов. Они продолжают жить в наших воспоминаниях. Это были яркие личности, с ними ушла целая эпоха.

- Как бы Вы охарактеризовали дирижёров, с которыми выступаете, в нескольких фразах? С кем легче, а с кем тяжелее работать?

- Если говорить о дирижерах, с которыми я работала долгое время, то я очень хотела бы выделить основателя Уральского молодежного симфонического оркестра, лауреата международного конкурса, Маэстро Энхе. Основателя Тюменского филармонического оркестра, заслуженного деятеля искусств РФ, Евгения Ивановича Шестакова.

В Екатеринбурге в 2007 году отобрали из студентов УГК им. Мусоргского новый молодой амбициозный коллектив. Маэстро Энхе - очень талантливый дирижёр, требовательный, он фокусировал внимание оркестрантов прежде всего на дисциплине и выполнении четко поставленных композитором музыкальных и выразительных задач. Он вложил в каждого музыканта фундамент оркестровой игры.

С 2015 года я работаю в Тюменском филармоническом оркестре. Я тогда не знала Евгения Ивановича Шестакова, но постепенно узнавала и восхищалась трудолюбием! У него были феноменальные организаторские способности. Он одновременно выполнял работу и главного дирижёра, и менеджера. Все это у него безупречно получалось совмещать. Сейчас его очень не хватает. Он был ещё и очень душевным, помогал всем, если нужна была помощь. Евгений Иванович собрал очень сильных музыкантов, сейчас самая главная задача – сохранить весь состав.


В студенческие годы мне посчастливилось сыграть с легендой Уральской струнной исполнительской школы, заслуженным артистом России, дирижёром, заведующим кафедрой струнных смычковых инструментов Уральской специальной музыкальной школы десятилетки, Вольфом Львовичем Усминским. Общение с ним — это большая награда, которой я очень горжусь.

На самом деле, лично мне приятно работать с любым профессионалом, самое главное для меня – уверенность дирижёра, требовательность не только к музыканту, но и к себе, а художественные задачи должны быть обоснованы. Я очень люблю, когда дирижёры расшифровывают через ноты какие-то фантастические образы, рисуют картины и эмоциональные состояния души. Проникнувшись всем этим, оркестр начинает звучать совершенно иначе. В прошлом году была возможность играть с разными дирижерами, надо сказать, это был прекрасный опыт, с каждым дирижёром мы раскрывали возможности оркестра. Когда есть контакт с дирижёром, то есть и удовлетворение от процесса работы.

- Если помечтать, то с кем из дирижеров Вам хотелось бы поработать и что исполнить?

- Хотелось бы поработать с разными дирижерами, причём опытными. Например, Юрием Темиркановым, Теодором Курентзисом, Александром Рудиным, Владимиром Юровским, Валерием Гергиевым, Александром Сладковским, но этот список может быть бесконечным – мечтать же можно…Скоро мне предстоит играть виолончельный Концерт Шумана с заслуженным артистом России, кавалером ордена дружбы, профессором, Владимиром Абрамовичем Альтшулером.

- Какое выступление стало для Вас самым запоминающимся?

- Каждое выступление – это событие, к которому готовишься очень тщательно и скрупулёзно. На одном из таких концертов, в камерном зале Уральской консерватории, мы играли камерные сонаты с прекрасной пианисткой, лауреатом и дипломантом международных конкурсов, Юлией Каракиной. Я уже уезжала из Екатеринбурга, и зал тогда был заполнен полностью. Мне было очень приятно. В 2004 году меня отобрали во Всероссийский молодежный симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского. В этом составе мы проехали на автобусе от Санкт-Петербурга до Германии и дали два концерта в двух городах Германии.

Помню, как мы в 2006 году по приглашению посольства России в Таджикистане играли с моей прекрасной подругой, заслуженной артисткой Таджикистана и республики Дагестан, Азалией Галиахметовой и выше упомянутой Юлией Каракиной в оперном театре им. Садриддина Айни, города Душанбе. Прекрасная атмосфера и очень приветливый народ! Помню, как с моим братом Арменом Назарян и Юлией Каракиной мы ездили по северным городам. Это все сопровождалось общением с интересными людьми.

Незабываемо и выступление на конкурсе им. А.И.Хачатуряна в Ереване. Состав жюри уже впечатлял: Медея Абраамян, Иван Монигетти, Ваграм Сараджян, Вольфганг Бетхер, председатель жюри Тигран Мансурян. Удивительные чувства переполняли тогда.

Ещё не могу не рассказать об ансамбле «Ани-Армения», в состав которого входили представители армянской нации, все те армяне города Екатеринбурга, которые занимались музыкой. Наши родители все общались очень хорошо, в какой-то момент они решили объединить нас и создать новый коллектив, где будут исполняться армянские произведения. Это был очень крепкий состав, все стали в дальнейшем успешными музыкантами. Кстати, на контрабасе играл Константин Зернов, концертмейстер группы контрабасов ТФО. В таком составе концерты проходили очень весело и дружно. Мы радовали слушателей нашими народными мелодиями, песнями. Наш коллектив распался из-за того, что все участники разъехались по разным уголкам нашей планеты. На самом деле, было много поездок с выступлениями, и каждая занимает особое место в моей душе.

- Что любите больше: классику или современную академическую музыку?

- В процессе работы над произведениями постепенно возникает интерес и любовь. Мне по темпераменту ближе романтизм, а в то же время и творчество советских композиторов: Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Александра Арутюняна, Альфреда Шнитке и т.д. Безусловно, я испытываю необъятную любовь к армянским народным песням. Они возвращают меня в детство. Из современных композиторов мне интересно творчество итальянского композитора, виолончелиста, Джованни Соллима. Недавно, кстати, мы исполнили его сочинение «Виолончели, вибрируйте!» с Анной Раменской и группой «Триумф», не собираемся на этом останавливаться.

- Что или кто вдохновляет, помогает Вам творить? Есть ли у Вас кумиры в области музыки, у которых Вы многому научились или хотели бы научиться?

- Сейчас очень удобно, потому что можно найти много записей с разными дирижерами, оркестрами, солистами и у каждого чему-то учиться. Часто смотрю различные мастер-классы. К счастью, к нам приезжают потрясающие солисты и это ни только виолончелисты или другие инструменталисты, а ещё и дирижёры. Мы имеем возможность пообщаться с ними. За это спасибо нашей филармонии.

А вообще, мне очень помогает моя семья. Дополнительные выступления вне плановых концертов оркестра требуют очень много времени и сил. Благодаря моей семье у меня есть возможность заниматься моим любимым ансамблем виолончелистов «Триумф». На это меня вдохновили 12 виолончелей Берлинской филармонии. Я верю, что и наш ансамбль разрастется. Самое главное то, что нам нравится это делать, и мы получаем очень много приятных отзывов от слушателей.

- Есть ли у Вас большая мечта в области музыки? Что хотелось бы сделать/сыграть. Что в ближайших музыкальных планах?

- В планах играть камерную музыку в различных составах. Посмотрим, наши слушатели обязательно об этом узнают.

- Как определяется ротация в рассадке музыкантов в оркестре, ведь оркестранты каждый раз сидят по-разному. И что для Вас значит быть «первой виолончелью»?

- Да, конечно, как и в любом большом коллективе, здесь есть своя иерархическая лестница. Главный — дирижер и художественный руководитель ТФО, заслуженный артист России и заслуженный деятель искусств России, Алексей Алексеевич Карабанов, а его правой рукой и фактически заместителем является первая скрипка, концертмейстер оркестра, Александр Кащеев. Вы, наверное, замечали, что при выходе на сцену они всегда пожимают друг другу руки. При этом в каждой группе инструментов тоже есть свои ответственные лица. Все они также имеют статус концертмейстеров, но у них особая роль, они ответственны за звучание и слаженность в своих группах. У каждого концертмейстера есть помощник, способный заменить в случае необходимости. В нашей группе вторым концертмейстером является Анна Раменская, мы вместе сидим за одним пультом.

Я не считаю себя «первой виолончелью». Для меня, как для концертмейстера группы виолончелей стоит много задач, основной из которых является атмосфера в группе. Если у группы все хорошо, значит и у меня. Мне очень повезло с моими коллегами. Признаюсь, каждого очень ценю и уважаю!

- Если не виолончель, то какой инструмент Вы бы выбрали? И если не профессия музыканта, то какая?

- В детстве я хотела стать художником, наверное, если бы не музыка, то я бы рисовала. Мне очень это нравилось. А если бы не виолончель, то, наверное, арфа, хотя не могу даже представить себя без неё.

- Что бы Вы хотели посоветовать зрителям: как лучше слушать, как аплодировать, вести себя (во время и после концерта)?

- Публика у нас чудесная. У нас есть постоянные слушатели, мы их уже узнаём. Есть правила поведения во время посещения концертов. Чтобы не нарушать целостность произведения, принято не аплодировать между частями. Но даже когда слушатель аплодирует, меня нисколько это не расстраивает, скорее наоборот. Помню, Мстислав Ростропович сказал такую фразу: «Я всегда радуюсь, когда хлопают между частями, это значит, что в зале есть новые слушатели». Если Вы ещё не были на симфоническом концерте, то Вам предстоит открыть для себя удивительный мир.

Армине Назарян великолепно солирует в оркестровых произведениях, профессиональное звучание в исполнении талантливой артистки можно будет услышать 3 апреля на сцене Тюменской филармонии.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.О. Генерального директора объединения - Вероника Кирюшина.