Романтическую программу, в которую вошли произведения Йоганнеса Брамса и Яна Сибелиуса представили тюменскому слушателю 18 января. Под руководством Евгения Хохлова Тюменский филармонический оркестр исполнил Трагическую увертюру и Двойной концерт для скрипки и виолончели Брамса (солистами выступили Валерия Янковская и Армине Назарян), во втором отделении прозвучала Симфония №1 Сибелиуса.
За пульт встал Евгений Хохлов – художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета. Программа, которую он избрал для выступления в Тюмени оказалась полной скрытых историй.
Открылся вечер Трагической увертюрой Брамса – сочинением, которое композитор создавал изначально для театральной постановки «Фауста», но впоследствии переработал материал в самостоятельное произведение. При этом он подчеркивал, что никакую сюжетную линию искать в этой музыке не стоит. В результате композитор сосредоточился на эмоциональном переживании трагедии и подал ее в свойственном ему лирическом ключе. В этом произведении Евгений Хохлов работал с оркестром тщательно, выверяя штрихи и динамические оттенки, в результате удалось создать как бы сверхсюжет: непрерывное течение авторской эмоции, воплощенное симфоническими средствами и переданное исполнителями.
Завершилось первое отделение Двойным концертом Брамса, в котором солистами выступили артисты ТФО Валерия Янковская (скрипка) и Армине Назарян (виолончель). У самого произведения интересная история создания: на премьере солирующие партии исполняли друзья композитора Роберт Хаусман и Йозеф Иоахим – скрипач, с которым Брамс находился в ссоре аж 7 лет, и концерт стал своего рода жестом примирения. Партии солистов практически одинаковы: сходны тематически, одинаково виртуозны, поэтому особо интересно оказалось следить за тем, как по-своему, с разной силой темперамента воплощали их солистки.
Валерия Янковская и Армине Назарян уже не первый раз играют в дуэте, но, пожалуй, это самое крупное выступление за последние годы. В их взаимодействии была слышна настоящая история примирения, воплощенная последовательно в традиционной трехчастной форме концерта: умеренно драматичной первой, задумчивой второй и танцевально-приподнятой третьей частях. Тот факт, что эта история стала явной – заслуга солистов.
«Интересно, что во время подготовки этого сочинения мы ни разу не поссорились! У нас в итоге вышел дуэт-единение. А вообще играть со своим оркестром – большое удовольствие. Это колоссальная поддержка, добрые слова, взгляды и улыбки», – поделились солистки.
Второе отделение было посвящено Симфонии №1 Сибелиуса. На создание сочинения композитора вдохновила музыка Чайковского, и в музыкальном материале можно было неоднократно услышать музыкальные сходства с Первой симфонией Петра Ильича «Зимние грезы». Сходное вихревое движение, холодноватый зимний пейзаж. Однако Сибелус разворачивает симфонию гораздо более масштабно, создавая глубоко романтическое произведение, захватывающее лавиной звуков, которые то кружатся, то бурлят, то останавливаются. Впечатляющим был финал симфонии, словно уходящий в никуда последними растаявшими снежинками или растворяющимися воспоминаниями.
Это была программа, требующая вдумчивого слушания, и публика высоко оценила мастерство оркестра, солистов и дирижера – вознаградила артистов бурными аплодисментами в финале.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.