В программу XVI фестиваля «Лето в Тобольском кремле» вошел уникальный концерт, участие в котором принял коллектив «Камерата Сибири» под руководством Фаузии Тажиной и Анна Недоспасова (клавесин). В программу вечера включили музыку, созданную в 1715 году в Тобольске и вошедшую в документ, получивший название «Тобольский манускрипт».
Вечер прошел в одном из залов Дома Наместника – удивительно подходящем звучащему материалу и инструментам – слушатели наслаждались акустикой, а также уникальным взаимодействием места и музыки.
Анна Недоспасова, музыкант из Новосибирска, имеет самое непосредственное отношение к документу эпохи: принимала участие в первом исполнении музыки из Тобольского манускрипта, изучила, расшифровала, а также лично оцифровала документ, который был найден в местечке Скара в Швеции.
«В 1998 году на гастролях в Дании я познакомилась с исполнителями, которые живо интересовались связью шведских музыкантов с Сибирью. Однако на тот момент кроме сохранившихся гравюр, на которых изображены музыканты, у нас ничего не было. Мы совершенно не представляли что могло звучать.
Через какое-то время шведские музыканты нашли именно музыкальные свидетельства. Оказывается, один из военнопленных, полковой гобоист шведской армии, провел 12 лет здесь, в Тобольске. И когда объявили мир, в 1721 году, примерно через год-полтора вернулся обратно на родину. И этот гобоист, Густав Блидстрём, пришел домой вот с этой тетрадкой – она совсем маленького размера, помещалась в ботфорт его сапога» – рассказывает Анна.
Для российских музыкантов это было большое открытие. Документу эпохи, небольшой книжечке в кожаной коричневой обложке, размером 10 на 16 сантиметров исполнилось 310 лет.
На сегодняшний день это единственный источник, в котором сохранились сочинения, звучавшие в Петровскую эпоху в Российских столицах и сибирских городах. Дело в том, что музыкальный портрет тогдашней России был совсем иным: в церкви господствовало знаменное пение, в народной среде – вокальное творчество, а инструментальная народная музыка и вовсе была запрещена. Инструменты называли бесовскими гудебными сосудами.
Все изменилось в Петровскую эпоху. Культура Европы начала активно проникать в города.
Поскольку Блидстрём был гобоистом, тетрадь содержит около трехсот одноголосных мелодий. Однако на концерте эти маленькие пьесы исполнялись оркестром. Кропотливую работу, связанную с аранжировками, полностью проделала Фаузия Тажина – благодаря ей слушатели сумели познакомиться с маршами и полонезами в оркестровом звучании.
Программу также дополнили сюитой Генриха Бибера «Баталия», иллюстрируя Полтавскую битву, и сочинением Иоганна Себастьяна Баха «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Густав Блидстрём и Бах были современниками, поэтому совершенно неудивительно, что можно найти пересечения и с музыкой великого композитора.
Анна Недоспасова: «Идея Фаузии исполнить эту программу актуальна для города и для музыкальной культуры. В данном случае мы не говорим о том, что мы каким-то образом превозносим шведских пленных. Нам просто интересен исторический факт, что музыканты, прибыв сюда, всё равно продолжали делать своё дело. Потом, в Тобольске, к концу XVIII века, всё-таки был очень хороший музыкальный театр. И почва была подготовлена именно такой музыкой».
Слушатели с большим вдохновением следили за ходом концерта, внимали рассказу ведущей Юлии Кавалеровой и благодарили аплодисментами всех участников этого уникального вечера.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.