ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: КОНТРАБАС

Поделиться
29 марта, 2018 ТКТО
Мы продолжаем знакомство с разнообразным миром музыкальных инструментов, входящих в состав большого симфонического оркестра.

В оркестре 4 основных группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

В прошлом материале мы начали рассказ об инструментах струнной группы, и первые публикации были посвящены скрипке, альту, виолончели.
Сегодня мы познакомимся с контрабасом. Этот двухметровый «великан» сразу приковывает к себе внимание слушателей. Его густой низкий звук очаровывает буквально с первых секунд.
Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос.

Контрабас является самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он выполняет функцию «музыкального фундамента», на котором строится все «здание» произведения.

Контрабас как инструмент впервые был упомянут в 1566 году. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, который был впервые применён в оркестре в 1699 году. В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы, которые сохраняются и поныне.

С середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами: европейскую известность, получил, в частности, Доменико Драгонетти. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, в ХХ веке – С. Кусевицкий, Р.Браун, Н. Горбунов и многие другие.
Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. На этом инструменте большое расстояние между позициями, поэтому исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее, современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, виртуозно исполняя на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или Каприс № 24 Н. Паганини.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы. Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке, играют смычком, который имеет две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Современными исполнителями используются оба смычка, и выбор его зависит от личных предпочтений.

Поначалу в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.

Контрабас нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз, блюз, рок-н-ролл и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом коллективе, где состав исполнителей небольшой, этому инструменту предоставлена возможность сольного исполнения.

Появление новых современных стилей, таких, как как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей инструмента, так как контрабасисты очень любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

На сегодняшний день репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер и многие другие.

Благодарим заместителя по творческой деятельности Тюменской филармонии Надежду Дмитриевну Коваленко за помощь в написании текста.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.