Мы продолжаем знакомство с разнообразным миром музыкальных инструментов, входящих в состав большого симфонического оркестра. Практически во всех оркестрах присутствуют медные духовые музыкальные инструменты.
Медные духовые инструменты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
Туба — это массивный медный духовой музыкальный инструмент, который имеет самый низкий звук по регистру. Мало кто знает, что она является самой молодой в своём семействе. Своим появлением туба завершила формирование симфонического оркестра. Это случилось порядка двухсот лет назад. С тех пор состав оркестра является неизменным.
Размеры тубы не могут не впечатлять. Если её попытаться распрямить, то получим прямую медную трубку длинной в шесть метров. Оттого неудивительно, что любой музыкант, играющий на тубе, кажется карликом на фоне размеров инструмента.
Инструмент издаёт богатый и глубокий звук. Как мы уже говорили, он самый низкий из всего медного духового сообщества. Вместе с фаготами и контрабасами туба создаёт фундамент гармонии в произведениях, исполняемых симфоническим оркестром. Однако некоторые музыканты могут исполнять на инструменте и высокие ноты. Это требует высокого исполнительского мастерства. Ведь верхним регистром тубы овладеть не всегда легко. По качеству звучания высоких нот всегда легко понять уровень того или иного тубиста.
Туба имеет красивый по звучанию средний регистр, в пределах которого можно исполнять довольно сложные технические пассажи. Такой тембр очень похож на тромбонный, только у тубы он в более насыщенных красках.
Нижний регистр на «форте» имеет металлической оттенок, а на «пиано» он получается более мягким.
Расход воздуха на тубе огромен, иногда исполнителю приходится брать дыхание на каждом звуке. По этой причине тубу причисляют к оркестровым и
ансамблевым инструментам, соло ей доверяют редко. Но в последнее время композиторы ломают эти стереотипы и сочиняют концертные пьесы специально для нее. Причем, стараются открыть новые грани этого «сурового» музыкального инструмента.
Классическая туба используется в симфоническом оркестре, и играют на нем, в основном, сидя. Тубист во время игры держит инструмент вертикально, в отличие от трубы и тромбона. На тубе можно играть и стоя, но с обязательной поддержкой в виде ремешка.
Классическая туба практически не претерпела изменений со дня выхода в свет. Инструмент отливают из латуни. Туба имеет большой раструб до 75 сантиментов в диаметре. В среднем, у этого инструмента четыре клапана-вентиля. Однако бывает и больше — до шести.
Помимо туб с вентилями мастера этого инструмента производят тубы и с помпами. Последний вид отличается от других своими техническими возможностями. Такие тубы имеют наибольшую популярность в джазовых ансамблях.
В большинстве случаев корпус тубы состоит из следующих частей: главной трубы, мундштука в форме чаши, клапанов, крон и раструба. Как и все медные инструменты, туба имеет конические и цилиндрические трубки. Их длина зависит от строя инструмента.
Изобретение тубы связано с необходимостью усиления басовой основы в духовом и симфоническом оркестрах. Как правило, в последнем играет один тубист. Число туб в духовом оркестре может доходить до четырёх.
Туба является незаменимой в джазовой музыке. Без этого инструмента невозможно представить исполнение джаза на улице. В последнее время всё большую популярность приобретают ансамбли, состоящие исключительно из тубистов.
В сегодняшнем понимании впервые тубу в симфоническом оркестре продемонстрировал Рихард Вагнер в 1843 году.
Инструмент дебютировал в составе его оркестра на премьере оперы «Летучий голландец». Затем множество известных на весь мир композиторов использовали тубу в своих произведениях — это и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, и симфонии Дмитрия Шостаковича, и балет «Петрушка» Игоря Стравинского, и «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке, и «Планеты» Густава Холста, и пятая симфония Сергея Прокофьева, и «Американец в Париже» Джорджа Гершвина и «Симфоническая
метаморфоза» Пауля Хиндемита, и многие другие классические произведения. Туба, войдя в состав симфонического оркестра, завершила его формирование.
Огромную популярность туба не имеет. Однако без неё нельзя представить исполнение множества известных произведений духовым или симфоническим оркестрами. Оно и понятно — бас является основой гармонии произведения.
Популяризируют тубы множество талантливых музыкантов. Лучшими среди них на сегодня являются Эйстейн Бодсвик, Джон Ван Хаутен, Говард Джонсон, Роджер Бобо, Джон Вайт и Дэйв Барджерон. Все они играют в различных стилях — в основном, это классика и джаз.
Туба является уникальным инструментом и полноценным членом современных оркестров. Благодаря своему низкому звуку она имеет большую популярность у композиторов, которые не боятся сочинять для неё и сольные композиции. Согласитесь, без тубы сегодня тяжело представить полноценный концерт оркестра. Этот довольно молодой инструмент пришёл в музыку всерьёз и надолго.