Мы продолжаем знакомство с разнообразным миром музыкальных инструментов, входящих в состав большого симфонического оркестра. В оркестре 4 основных группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Сегодня мы познакомимся с кларнетом.
Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Не случайно в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.
Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы, ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Нет ему равных в чистоте звучания и легкости исполнения, он требует совсем небольшой расход воздуха при игре, а это немаловажно для любого исполнителя на духовых инструментах.
Когда хотят красочно описать характерный звук кларнета, вспоминают замечательное произведение П. И. Чайковского, его увертюру - фантазию «Франческа да Римини», где трогательный голос музыкального инструмента грустно рассказывает о трагической судьбе девушки.
Еще великий В.А. Моцарт, очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Область выразительности его очень велика, ему подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П. И.Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.
Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи. Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо - по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый.
Применение различных регистров этого инструмента зависит от характера музыки, который хочет изобразить композитор.
У кларнета есть еще одно большое преимущество - ему доступно гибкое изменение динамической линии - от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким звучанием.
Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские ансамбли.
Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, К. Вебер, Д. Пучинни, Д. Верди, Я. Сибелиус, М. Глинка, Р. Шуман, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов, С. Рахманинов, И. Стравинский, Р. Штраус, М. Равель, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета, как ясного и задорного, так и трагического, напряженного характера.
Кларнет - наиважнейший инструмент в джазе и еврейском клезмере. Он очень энергично проник в национальную музыку различных стран: Испании, Франции, Болгарии, Румынии, Швеции, Греции, Бразилии и нашел там очень широкое применение, в том числе как незаменимый инструмент на свадьбах и деревенских праздниках.
Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инструмент. Воодушевленные блистательными выступлениями кларнетистов-виртуозов многие композиторы сочиняли свои произведения именно для этого инструмента. Среди них: К. Дебюсси, К. Вебер К. Сен-Санс, А. Копленд, П. Хиндемит, Б. Барток, И. Стравинский, А. Хачатурян, К. Нильсен, А. Копленд, Д. Мийо, Д. Финци, С. Василенко, М. Вайнберг, У. Пистон, Д. Корильяно, К. Пендерецкий, Б. Чайковский, А. Берг, Б. Мартину, Д. Мийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк, А. Хованесс, А. Мессаже и другие.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Юлия Шакурская.