Олег Урушев, генеральный продюсер картины «Тобол» потратил на нее пять лет жизни. Этот отсчет Олег Александрович ведет с возникновения идеи – в 2013 году все началось.
Два года ушло на сценарий, три – на подготовку к съемочному процессу, кинопроизводство и постпродакшн. За пять лет все упростилось, люди научились работать быстро и сразу в нескольких плоскостях.
Поэтому сразу сделайте «заметку»: время требовалось не абы для чего, а для очень масштабной и серьезной киноленты. Премьера долгожданной новинки планировалась на начало нынешнего декабря. Осенью время презентации перенесли на февраль 2019 года. Зачем это понадобилось, как Тобольск и «Тобол» связали актеров и героев разных национальностей в одну команду – на эти вопросы Олег Урушев ответил перед стартом рекламной кампании фильма в редакции газеты "Тюменская область сегодня".
– Олег Александрович, объясните мне, с чего же начинается кино – хоть большое, хоть маленькое – любое?
– С идеи! Она должна зацепить всех вокруг. Вот смотрите: тема Тобольс-ка и Семена Ремезова лежала на поверхности, но ни у одного тюменского писателя, сценариста, журналиста на сей счет ничего не зашевелилось внутри, не потребовало выплеснуться в серьезный проект. Больше скажу: первым человеком, которому я заказал сценарий «Тобола», был именно местный автор, но за девять месяцев он ничего не родил. А потом совершенно случайно в Перми, куда езжу навестить родителей, встретился с Алексеем Ивановым. Мы были и раньше знакомы, трудились над совместным фэнтези, но увы, не доделали по разным причинам.
Идею с Тобольском Алексей подхватил сразу. Он так много знал о сибирском городе, не переставал удивлять фактами, о которых не ведали даже маститые историки и краеведы. Что интересно, те специалисты до сих пор не могут сказать, где стоял и как выглядел дом Семена Ремезова. Иванов предположил: поскольку Ремезов в Тобольск приехал поздно – земли уже все распределили, то, скорее всего, обосновался на окраине. А в фильме мы его хоромы изобразили с видом на крепость – так кинематографичнее, симпатичнее. Алексей о Ремезове мог рассказывать часами: про то, что он спас «Кунгурскую летопись», а это значит, не дал подвигу Ермака кануть в Лету, про то, что слыл консультантом «уральских олигархов» того времени, придумал, как сплавлять металл по реке Чусовой, благодаря чему Россия в конце XVIII века вышла на первое место в этом направлении.
В общем, за разговорами подписали контракт. К концу 2015 года Алексей сдал готовую работу. Я отнес ее на Первый канал. И получил ответ: «Замечательный план романа, а сценарий где?». Пришлось спешно переделывать. Это не очень понравилось автору – возникли творческие разногласия...
– Вы сейчас-то помирились?
– Мы и не ругались. Говорю же: были творческие разногласия. На основе телесценария Алексей написал тысячу страниц романа. А киносценарий – максимум сто страниц. Вот вы мне объясните: как тысячу втолкнуть в сто?! Алексей хочет, чтобы вошло вот это. Режиссер хочет, чтобы вошло вот то. Я как продюсер считаю совсем по-другому. Мне нужна отдача, поэтому следует изначально понимать, для какой аудитории и в каком формате делаем кино. Если для кинотеатра, то это должен быть большой фильм, рассчитанный на тех, кому от 15 до 35. Герои, следовательно, тоже должны быть молодыми. Для телевидения и его аудитории за сорок лет у нас готовится сериал.
У Иванова в романе Иван Демарин не на первом плане, а мы его сделали главным. Как и Машу Ремезову. Получилась интересная любовная линия. Через этих героев зрители узнают, кто такие Семен Ремезов, Матвей Гагарин, пленные шведы, отстроившие Тобольск, о Петровской эпохе, Полтавской битве, великом сибирском городе, в который вложено немало средств в наши дни!
Мы понимаем, что туристы из Владивостока вряд ли поедут в Тобольск на экскурсию, но туристы из Екатеринбурга, Перми и Кургана могут себе это позволить. Поэтому запускаем мощнейшую рекламную кампанию и на этих территориях, и в столице.
График составлен: 16 февраля – в Тюмени, 17-го – в Тобольске, 19-го – в Москве, 20-го – в Питере, 21-го – в Перми, 22-го – в Екатеринбурге, 23-го – в Омске, потом Сургут и Ноябрьск – до 25 февраля.
– Зачем вам «Тобол» вообще понадобился?
– После Югры четыре года пробыл в Сочи. Работал на Олимпиаде, биатлон – вторая большая моя любовь – транслировал. И вот как-то приехал в Тюмень, а дела в Сочи к тому времени завершились, остановился в гостинице «Ремезов». Вижу: на столе брошюрка лежит, и в ней информация о Семене Ульяновиче. Тюменские друзья стали рассказывать: так, мол, и так, Ремезов – герой.
Поехал я в Тобольск. Да вот же она, готовая декорация! Как можно было упустить эту идею?!
– Вы считаете, зарубежный зритель поймет все то, что вы заложили в свой фильм?
– Не все. Но это и не надо. Америку, например, совсем не интересует российское кино. Им своего хватает. Мы ведем переговоры с китайцами. Это единственный, пожалуй, рынок, приносящий прибыль.
– Почему вы ушли с ранее обозначенной даты премьеры в декабре 2018 года на февраль 2019-го?
– Это чистый маркетинг. К Новому году выходит куча голливудских блокбастеров, настолько раскрученных в прошлом, что они и без рекламы соберут залы, и несколько отечественных фильмов. Зачем сейчас лезть в «сетку»? Я понимаю, что сходить семьей в кинотеатр – это оставить как минимум три тысячи рублей. Конечно, родителям и детям придется выбирать, куда пойти в первую очередь, – все еще передерутся...
С февраля на декабрь передвинулся «Т-34». А мы ушли на февраль, увидев, что последний зимний месяц стал более свободным. Показы накануне 23 февраля, Дня защитника Отечества, должны «выстрелить», ведь наш фильм – о молодых героях Петьке Ремезове и Ваньке Демарине, образцах честности еще с петровских времен. Надеемся плавно перейти еще и на мартовские выходные, чтобы привлечь самую разную аудиторию.
– Как собрать идеальную команду, чтобы получилось хорошее кино?
– Очень трудно... Режиссера Игоря Зайцева выбрали потому, что у него за плечами – костюмированные сериалы «Есенин», «Чкалов», «Великая», он не лишен чувства юмора (снял «Каникулы строгого режима») и именно в то время был свободен. К сожалению, Игорь покинул «Тобол» на постпродакшене – ушел на другой проект. Закончил все талантливейший режиссер монтажа Петр Зеленов, который работал на фильмах «Движение вверх», «Легенда № 17» и «Вий-1». У нас лучшие оператор, саунд-дизайнер и композитор.
– Сколько вообще людей прошло через «Тобол»?
– Так сразу и не скажу, но нереально много: в одной массовке до трехсот человек.
– Без проблем работали?
– Сейчас об этом со смехом вспоминаем, но... два раза чуть не остановились. После апреля, когда тобольская грязь чуть не уничтожила костюмы, – брали долгую паузу, чистились. И летом, когда задерживали даже суточные.
– То есть «Тобол» рождался вопреки?
– Да! Если б не человеческий фактор... Мы работали-то с отсрочкой выплат актерам, гостиницам, строителям...
– Олег Александрович, по актерам вы решающее слово говорили?
– В начале пути актеров обсуждали еще с Ивановым. Алексей настаивал, что Ремезова должен играть Сергей Гармаш, а Гагарина – Дмитрий Назаров. Если внимательно читали роман, то в описании книжных героев как раз узнали этих двух актеров. Гармаш нам отказал. А Назаров сам пожелал понять образ Семена Ульяновича. Тогда на роль Гагарина пригласили Евгения Дятлова. Быстро нашли Петьку Ремезова – это Паша Табаков. На Рената утвердили Андрея Бурковского. Бригитту долго искали. Выбранная актриса ушла в декретный отпуск. Но потом откликнулась Агата Муцениеце – она сразу полюбила свою роль! В Тюмени отсмотрели более сотни актеров. Ивана Демарина искали именно среди тюменцев. Но увы. Его сыграл Илья Маланин, начинающий актер, недавно работал с Козловским в фильме «На районе». Удивительно, но факт: в Ханты-Мансийске нет ни одного профессионального актера-ханты, поэтому на роль близняшек Айкони и Хомани взяли китайскую актрису Гэ Ян. Долго искали Машу Ремезову. Остановились на студентке второго курса ГИТИСа Юлии Макаровой – хотелось открыть новую звезду (как на картине «Франц + Полина» я открыл Свету Иванову и Мишу Сегала). Джунгар играют казахские актеры.
– Кто вас удивил, покорил в процессе съемок?
– В кино не может быть неожиданностей. Если только чуть-чуть. После первого дня мы поменяли одного актера. Не считаю, что у кого-то получились провальные роли. Все справились с задачами.
– Сколько съемочных дней ушло?
– Больше 90. Это немного, но и немало.
– А где легче работалось: в столице, где снимали дворцовые сцены, или в Тобольске?
– Дворец снимали внутри Садового кольца, в Москве… Там, конечно, удобнее. Все хантыйские сцены с медведем снимали в подмосковном лесу. Тобольск при всей своей красоте имеет большую затратную часть – 20 миллионов мы потратили только на билеты.
– А вообще бюджет каков?
– 490 миллионов рублей. Для исторического фильма не такой уж большой. По масштабу мы как «Викинг», но он в три раза дороже и снимался семь лет.
– Все ли задачи выполнили, которые ставили перед собой?
– Это уже зритель будет решать. Конечно, всегда хочется лучшего. Более совершенной компьютерной графики, например. Нам бы еще 100 лишних миллионов...
– «Тобол» для вас – прекрасный лебедь или пока гадкий утенок?
– Я считаю, что это самая масштабная из всех задумок. Более красивого и атмосферного проекта пока не делал.
– То, что задумали дальше, на голову выше будет?
– Это другое. Историческая комедия и исторический детектив – чистые бизнес-проекты. Если и сопоставлять, то только с «Большой нефтью» и «Романовыми». Да уже через год и мы изменимся, и технологии.
– Чему вы лично научились на «Тоболе»?
– Впервые столкнулся с большим количеством компьютерной графики. В «Тоболе» используем самый большой тканевый фон хромакей – 130 метров. Съемки Санкт-Петербурга, которые увидите в начале фильма, проходили в Тобольске – это все нарисовано.
– Что с фильмом сейчас?
– Собран по звуку, заканчиваем графику. Готовность – 98 процентов. Самая большая сложность – не забыть всех в титрах указать.
– Какую оценку вы поставите фильму?
– Зритель должен поставить. Одно скажу: в историческом кинематографе это шаг вперед. Смотреть полнометражный «Тобол» нужно только в кинозале с большим экраном – тогда вы в полной мере почувствуете звук, видеоряд, спецэффекты.
– В феврале начнутся показы, и не исключено появление пиратских копий...
– Это одна из проблем кинематографа. Дистрибьютер волнуется, чтобы не ушла пиратская копия. Бороться будем!
– На фестивалях продвигать «Тобол» собираетесь?
– Сначала – кинорынки, потом – фестивали. Хотим выдвигаться на «Золотой орел» и «Нику».
– Ваши пожелания первым зрителям: с каким настроением нужно идти смотреть «Тобол»?
– Для полного погружения в материал я бы рекомендовал сначала прочитать роман, а потом в предвкушении пойти в кинозал. Обещаю: история вам обязательно понравится! Это ж про любовь, взаимоотношения отцов и детей – темы вечные, актуальные во все времена.
По материалам газеты "Тюменская область сегодня", №223 (4758)