«Особо удавался вальсирующим парам бег по залам, по анфиладе комнат, до балконов! Звучала музыка, влюбляла и взывала всё к новым реверансам и поклонам! Но что это: затишье перед бурей иль "танец на вулкане" войн грядущих? Уже - камланья разъярённых гурий и обречённость армий, в смерть идущих!» «Вальс» Равеля для оркестра – апофеоз венского (штраусовского) вальса 19 века, который под конец перерождается в «пляску смерти». Задуманный до войны, «Вальс» был создан в 1920 году и прозвучал как трагический реквием по веселой и беззаботной жизни довоенной эпохи. И здесь есть особый подтекст: не война ли стала крушением иллюзий довоенной эпохи романтизма? Равель писал: «Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который вовлекается во все нарастающий фантастический и фатальный вихрь».
Гениально простое решение Равеля: через знаменитый танец второй половины 19, начала 20 века – венский вальс Иоганна Штрауса (интонациями И. Штрауса «пропитан» весь «Вальс» Равеля) Равель показал исторический крах целой эпохи!
Первая мировая война 1914-1918 года оставила в душе Равеля глубокий след. Мрачный колорит музыки вызывает ощущение роковой обреченности. Многие критики считают, что это пляска «смерти» в голодной Вене 1918 года.
Несмотря на хорошее состояние здоровья Равеля, медицинская комиссия в 1914 году не приняла его ни в один род войск по причине слишком маленького роста и недостаточного для солдата веса тела. Равель с трудом добился, чтобы его приняли в действующую армию в автомобильный дивизион, где он служил водителем грузовика. В 1918 году, совершенно подорвав на службе своё здоровье, Равель был комиссован по болезни.
Концерт № 1 для виолончели с оркестром К.Сен-Санса – один из лучших в этом жанре! Виртуозный, мелодичный, он любим как слушателями, так и виолончелистами. В декабре 2018 года этот концерт с ТФО играл Н.Ахназарян – победитель Конкурса им. П.Чайковского, а 15 февраля мы услышим абсолютно другую интерпретацию этого шедевра в исполнении Б.Андрианова, одного из лучших исполнителей России, Европы.
Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил школу-десятилетку имени Гнесиных (класс В.М. Бириной), затем учился в Московской консерватории (класс профессора Н. Н. Шаховской) и продолжил свое образование в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.